Семинар-практикум «Жертва – агрессор: жестокие игры»
В Мендыкаринском районе начался проект по профилактике буллинга и кибербуллинга в школах Мендыкаринского района. Его реализует Ассоциация психологов Костанайской области по заказу районного отдела образования. В течение проекта будет проведено исследование среди учащихся 5-11-х классов, по результатам которого во всех сельских округах района будет реализована тренинговая программа для подростков по развитию социальных навыков, необходимых для того чтобы противостоять насилию и не становиться его участником. Данный проект предполагает оказание психологической помощи детям и родителям, а также повышение психолого-педагогической компетентности родителей, повышение профессиональных компетенций работников социальных педагогов и школьных психологов в отношении профилактики буллинга.
6 августа началась серия обучающих семинаров, первый из которых Лариса Борисова - кандидат психологических наук, автор терапевтических программ и фильмов-сказок для детей, подростков и взрослых. Под ее руководством участники семинара изучали особенности психологии агрессора и жертвы. «Тема булинга всегда связана с нереализованными (скрытыми или явными) потребностями, как жертвы, так и агрессора. Следует отметить, что "жертва", "агрессор", "спасатель" - это не характеристика конкретного человека, а роль, которая может меняться в соответствии с ситуацией. Смена ролей, в соответствии с треугольником Карпмана, - это признак манипулятивных отношений и сигнализирует о психологическом сбое», - подчеркнула Л.Борисова. Она представила ряд авторских техник, которые специалисты могут в дальнейшем использовать в своей работе с детьми. Например, техника "Необитаемый остров" поможет разобраться в подлинных мотивах поведения агрессора и жертвы, а упражнение "Крючки" научит анализировать собственные неэффективные паттерны поведения с целью изменения стратегии взаимодействия в ситуации булинга.
До начала сентября пройдут еще два мастер-класса по алгоритму действий в ситуациях травли и формированию у обучающихся навыков конструктивного, ответственного поведения.